ЛЕПКА.
Начинать лучше не с пластилина, а с теста. Оно мягче, и работать с ним легче. Кроме того, ребенку очень интересно будет приготовить тесто вместе с вами. Он увидит, как сухая и сыпучая мука после добавления воды превращается в липкий комок, который может сохранять приданную ему форму.
Соленое тесто.
Чашка мелкой соли; 1 чашка муки; холодной воды —сколько возьмет.
Все смешать до загустения. Хорошо замесить, хранить в холоде, без доступа воздуха (в полиэтиленовом пакете). Хорошо высыхает на воздухе.
Геркулесовое тесто.
Чашка муки; 2 чашки геркулеса или отрубей; 1 чашка воды. Все просто хорошо смешать. Если тесто будет липким —добавить еще муки. Тесто получается очень интересным на ощупь!
Можно добавить кукурузной муки или молотый кофе для запаха и новой структуры.
Для начала просто помните тесто в руках —родительская рука сверху на руке ребенка —покажите, как его можно превратить в лепешку, прижав к доске ладонью, покатать на доске и скатать колбаску (огурец, сосиску, банан), покатав в обоих руках, превратить в шарик (мячик, яблоко). Попробуйте оставить на тестяной лепешке отпечаток ладони ребенка, отдельных пальчиков. Покатайте по тесту машину и потрогайте пальцем следы от шин. Пусть по тесту прогуляется любимая кукла ребенка, затем рассмотрите, ощупайте и раскрасьте следы ее ножек. Пусть кукла «спрячется», а игрушечная собачка обнюхает ее следы и отправится на поиски. Пощипайте тесто. Отрывайте от него маленькие кусочки и скатывайте шарики.
После того как ребенок всласть наигрался с тестом и понял, «как оно устроено», слепите для него что-нибудь сами. Желательно, чтобы это был предмет или существо, небезразличные для ребенка, те, с которыми он сталкивался недавно. Если вчера вы кормили уток —слепите утку. Если только что пили чай —слепите чайник или чашку. Из чашки может лакать молоко игрушечный котенок Ребенок в этом возрасте вряд ли что-нибудь сможет слепить, но с удовольствием сломает слепленное вами. Ругать его, разумеется, на надо —это тоже способ познания.
Когда через несколько месяцев возня с тестом вам надоест, переходите к пластилину.
Нам с Алешей понравился российский восковой пластилин, другие мамы хвалили пластилин Koh-i-Nor.
Работать с пластилином сложнее, но игрушки из пластилина дольше сохраняют свою форму. Слепите для ребенка машинку и дайте ему самому приклеить колеса (пластилиновые кружочки или колечки от пирамидки). Можно отщипывать кусочки, кормить ими зверушку, в зависимости от цвета пластилина (называть его) это будут листочки, ягодки, семечки. Можно просто перекладывать шарики из емкости в емкость. Можно смешать вместе несколько кусочков пластилина разного цвета, затем раскатать полученный шарик скалкой и сделать коврик с красивым узором. Можно украшать пластилиновые коврики крупами, маленькими камушками или ракушками. Можно обклеить пластилином пластмассовую бутылочку и так же, украсив ее крупами, ракушками или ягодами рябины, сделать красивую вазу. Можно выдавливать в ковриках геометрические фигуры, взяв формы из куба или рамок Монтессори. Получившиеся штампы можно обмазать краской и «ставить печати» на бумагу. Покажите также ребенку, как можно использовать пластилин для сцепления деталей игрушки.
Еще одна хорошая игрушка для того, чтобы потренироваться в лепке, не замазывая все вокруг, —воздушный шарик, набитый тальком или мукой. Такие игрушки под названием «Лицемер» или «Кретино» (у кого на что хватит фантазии) можно часто увидеть на лотках. Игрушка в самом деле полезная и для детей, и для взрослых (у взрослых она хорошо снимает внутреннее напряжение). Единственный недостаток —она может лопнуть в самый неподходящий момент. Во избежание этого заверните ее дополнительно в тонкий полиэтиленовый пакет и заклейте его скотчем.
10. «ЗОЛУШКА».
Представьте себе, что вы готовите обед, а ваше дитя все время путается под ногами, цепляется за вашу юбку и ноет. Мало того, оно так и норовит залезть в шкаф, где у вас хранятся крупы, и рассыпать его содержимое ровным слоем по полу. Что делать? Опередить его! Дайте ему две миски: одну до половины наполненную «не очень нужной» крупой или мелкими макаронными изделиями, а другую пустую. Дайте также ложку (столовую или чайную), и пусть пересыпает крупу из одной миски в другую. Польза очевидна —и ребенок при деле, и у вас развязаны руки. Правда, стол и пол все же окажутся посыпаны крупой. Не беда. Когда вы закончите дела, сметите вместе крупу со стола, а потом также вместе подметите пол (вы будете орудовать веником, а ваш малыш совком). Вот оно —настоящее трудовое воспитание!
Когда игра наскучит малышу, дайте ему задачу потруднее —всыпьте в крупу горсть гороха или фасоли, и пусть он, как Золушка, выбирает пальчиками горошины и складывает их в пустую миску.
Это —одна из самых замечательных развивалок для пальчиков, придуманная матерью тройняшек. Таким образом ей удавалось обезопасить себя на некоторое время от притязаний сразу троих детей!
Займут внимание ребенка и нижеприведенные игры.
Кидать горошины или другие маленькие предметы в горлышко пластмассовой бутылочки.
Пропихивать их в горизонтальную щель, вырезанную на коробке (я пользовалась коробкой от каши «Винни», на которой был нарисован медвежонок с тарелкой каши и кувшином молока: вырезала щель в горлышке кувшина и просила Алешу сложить горошины Мишке в кувшинчик).
Дать ребенку спичечный коробок (предварительно заклеив его торцы с серой скотчем) и десяток-другой обгоревших спичек (из спичек можно сложить разные фигурки: домик, мельницу, страуса и т, д, или те же геометрические фигуры. Пусть ребенок разберет фигурки, сложит спички в коробок и сам закроет коробок —это не так просто, как может показаться).
Однако во время подобных игр необходимо все время наблюдать за ребенком, так как проглоченная горошина или спичка может привести к очень тяжелым последствиям.