|
|
Кружок Лепка из солёного теста
Кружок Лепка из солёного теста
«Весёлая мастерская» Старшая группа Воспитатель: Л.В. Афанасьева

Пояснительная записка С каждым годом становится все больше детей, которые отстают от своих сверстников в своем развитии. Человеческие руки – это тот инструмент, при помощи которого можно повлиять на общее развитие ребенка.
Неудовлетворительный уровень развития мелкой моторики проявляется в неспособности проводить достаточно четкие и прямые линии при срисовывании образцов геометрических фигур, начертании печатных букв, в неумении точно вырезать по контуру фигуры из бумаги и многое другое.
Причин, ведущих к недостаточному развитию моторики много, но среди них можно выделить основные, наиболее распространенные, отражающие общие условия развития и воспитания современных детей. Наряду с ослабленным здоровьем и сниженным показателем общего физического развития детей, отставание в развитии моторики психологи объясняют и рядом социальных факторов. У детей нередко очень мал опыт выполнения графических заданий, рисования, несовершенна координация движений руки, низок уровень зрительно-моторной координации, пространственного восприятия и зрительной памяти. «Домашние» дети, не посещавшие до школы детский сад, иногда имеют катастрофически низкий уровень сформированности навыков тонкой ручной моторики (рисование, лепка, вырезание из бумаги и прочее), поскольку родители не уделили этому аспекту развития должного внимания. Это уже с первых дней обучения создает комплекс трудностей.
Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания старших дошкольников. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Так же, как и другие виды изобразительного искусства, лепка формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного.
Лепить можно из глины, пластилина, воска, теста. Учитывая все достоинства и недостатки этих материалов, я предпочла бы в работе с детьми использовать соленое тесто. Т.к. дети уже имели возможность работать с пластилином и глиной в детском саду, то освоить приемы лепки из соленого теста им будет не сложно. ^ Преимущества соленого теста перед пластилином и глиной:
Можно приготовить в любой момент, не тратя лишних денег.
Легко отмывается и не оставляет следов.
Безопасно при попадании в рот.
Не липнет к рукам при лепке.
Можно сушить на воздухе. Можно лепить из окрашенного теста и можно расписать уже готовое изделие.
Если покрыть лаком - сохранится на века.
С игрушками из соленого теста можно без боязни играть, они не потеряют форму.
Этот материал приятный на ощупь, теплый, нежный, совершенно безвредный с точки зрения экологии и аллергенов. Развитию мелкой моторики, развитию «руки», ручной умелости необходимо уделять особое внимание. И необходимость в этом испытывают не только первоклассники, осваивающие сложнейший навык письма, но и все учащиеся начальных классов, а также дети других возрастных групп, поскольку развитие двигательной сферы выступает важным условием общего психического развития. ^ Задачи кружка:
Совершенствование навыков ручного труда средствами лепки.
Развитие мелкой моторики рук в процессе освоения различных технологических приемов.
Развитие конструкторских способностей, мышления, воображения, фантазии.
Формирование культуры личности ребенка во всех проявлениях.
Занятия распределены и выстроены в порядке увеличения сложности и объема работы. ^ Перспективный план: Сентябрь
1.«Что мы умеем и любим рисовать»
Программные задачи: изучение интересов и возможностей детей в лепке.
2.«Корзинка»
Программные задачи: учить детей лепить корзинку конструктивным способом (донышко из шарика, стенки корзинки из жгутов, ручку сплетаем из длинного жгутика). Развивать творчество детей, эстетический вкус, аккуратность. Добиваться выразительной формы.
Октябрь
1.Декоративная тарелка
Программные задачи: учить детей лепить декоративные тарелки с центрическим орнаментом, используя приёмы раскатывания между ладонями, сплющивания, оттягивания и уравнивания краёв. Элементами орнамента могут быть маленькие шарики, диски, жгутики. Формировать умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его.
2.«Чайный сервиз»
Программные задачи: учить детей лепить чайный сервиз конструктивным методом. Развивать у детей эстетическое восприятие формы, учить передавать форму посуды, лепить полые формы, с помощью стеки наносить рельефный узор на поверхность предмета. Повышать сенсорную чувствительность, развивать воображение, общую ручную умелость. Ноябрь
1.«Улитка»
Программные задачи: совершенствовать технику раскатывания небольшого комка пластилина продольными движениями ладоней для получения удлинённого цилиндра и конуса; показать возможность изменения полученной формы сплющиванием и закручиванием; поддерживать интерес к поиску способов дополнения (рожки, глазки). Повышать сенсорную чувствительность, развивать воображение, общую ручную умелость, мелкую моторику рук.
2.«Рыбки играют»
Программные задачи: продолжать освоение рельефной лепки: создавать уплощение фигурки рыбок, учить прикреплять к основе, украшать налепами, ориентировать на поиск гармоничных сочетаний разных форм. Развивать комбинаторские способности, совершенствовать умение оформлять поделки пятнами, точками, чешуёй. Формировать умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его.
Декабрь
1.Зайчик
Программные задачи: познакомить детей с несколькими приёмами лепки зайца. Вызвать желание отразить образы зайца в лепке. Учить контролировать свои действия при передачи пропорций фигуры животного. Воспитывать любовь к животным.
2.«Ёлочка»
Программные задачи: учить детей лепить ёлочку модульным способом. Шарики расплющивать в диски по определённому размеру. Накладывать диски поочерёдно (от большого к маленькому). Воспитывать у детей любовь к окружающей природе, передавать красоту ёлочки. Добиваться выразительной формы.
Январь
1.Дед Мороз спешит на ёлку.
Программные задачи: вызвать у детей интерес к сказочным образам, учить передавать их в лепке, используя полученные умения (лепить из целого куска, украшать детали одежды). Развивать творчество детей, эстетический вкус, аккуратность.
2.«Ёжик»
Программные задачи: закреплять умение лепить из целого куска, правильно передавать пропорции тела, придавать линиям плавность, делить целое на части, соединять элементы между собой. Повышать сенсорную чувствительность, развивать воображение Февраль
1. «Щедрое яблоко» (по произведению Е. В. Честнякова)
Программные задачи: продолжать знакомить детей с творчеством Честнякова. Продолжать знакомить детей с новым приёмом лепкипластелинографией. Учить передавать форму и характерные особенности яблока из сказки. Формировать познавательные процессы: восприятие, внимание, память, мышление.
2.«Птицы»
Программные задачи: учить лепить птиц из целого куска по мотивам народной глиняной игрушки. Побуждать к самостоятельному поиску приёмов декоративного украшения. Март
1.Вывески
Программные задачи: учить детей «читать» условные изображения, понимать символику (на материале вывесок), создавать образы-символы по определённой теме.
2.«Загадки и отгадки»
Программные задачи: учить детей создавать образ как отгадку загадки без наглядного подкрепления. Развивать воображение, формировать умение планировать свою работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его. Апрель
1.«Яблонька»
Программные задачи: воспитывать у детей интерес к природе, желание её лепить; развивать эстетическое восприятие, умение передавать строение дерева; развивать мелкую моторику, синхронную работу обеих рук.
2.Барельеф «Цветы»
Программные задачи: продолжать освоение техники рельефной лепки: создавать уплощённые фигуры цветов, украшать налепами и контррельефными рисунками. Формировать умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его. Май
1.«Ягодка»
Программные задачи: учить лепить из солёного теста разные формы, передавать особенности. Воспитывать у детей уважение к труду взрослых, выращивающих большой урожай ягод. Повышать сенсорную чувствительность, развивать умение предвидеть результат, достигать его.
2.«Лепка по замыслу»
Программные задачи: изучение интересов и возможностей детей в лепке.

|
|
|