Как научить ребёнка писать
Ваш малыш уже умеет узнавать и произносить буквы, складывает из них слова и даже читает по слогам? До школы осталось не так уж много времени, но вы успеете обучить его ещё и письму – правильному начертанию букв и состоящих из них простых слов.
Не стоит надеяться, что красиво писать ребёнка могут научить и в школе. Если во времена перьевых ручек под занятия каллиграфией отводилось около трёх лет, то с появлением шариковых стержней всё разительно изменилось – первоклассникам обычно дают специальные тетрадки-прописи, в которых для написания каждой буквы отводится пару строк. Естественно, ребёнок стремится поскорее «накалякать» там что-нибудь, чтобы сбежать на перемену. Ни о какой выработке красивого почерка здесь даже нет речи.
Если вы хотите отправить своего малыша в первый класс достаточно подготовленным, умеющим не только читать, но и писать простейшие слова красиво и без ошибок, то занятия следует начинать уже с самого раннего возраста. В первые годы жизни важно разработать пальчики ребёнка, чтобы в дальнейшем он овладел каллиграфическим почерком. Письму обычно начинают обучать уже после того, как малыш выучил все буквы, то есть в период от четырёх до пяти лет.
Первым делом – мелкая моторика
Тренировка подвижности и чувствительности пальчиков ребёнка способствует не только скорейшему развитию речи, но и успешному обучению письму, а также красивому почерку. Разрабатывать мелкую моторику можно уже на первом году жизни – малыши обожают играть с предметами разной фактуры и размера. Под присмотром взрослых они могут перебирать пуговицы, фасолинки, пытаться что-то лепить из мокрого песка.
Деткам, которые уже начали изучать буквы, тоже следует тренировать пальчики. Такие занятия можно совмещать – например, запоминать внешний вид букв посредством их лепки из пластилина, теста, вырезания из бумаги, рисования на снегу или песке, складывания из веточек или даже кукурузных палочек. Отличный вид подготовки к письму – рисование, такой процесс учит ребёнка управлять своими пальцами и кистью. Неплохо также заниматься разукрашиванием уже готовых рисунков, соблюдая их контуры и запоминая цвета.
Исходное положение
Начинаем, собственно, уроки по чистописанию. Жаль, что такого предмета уже нет в современных школах – красивый и аккуратный почерк ещё не повредил ни одному человеку. Но ничего страшного – что упущено учителями, может быть восполнено родителями. Уже с четырёх лет вы можете в форме игры начать обучать малыша искусству письма.
Всё начинается с грамотно оформленного рабочего места – то есть, первой парты будущего школьника. Столёшница и стульчик должны идеально подходить росту и комплекции ребёнка. Следите за осанкой учащегося – даже во время письма он должен сидеть прямо и ровно, держа обе руки на столе и не опираясь об него грудью. Локотки чуть выступают за край стола, но не слишком – дабы пишущая рука всегда имела достаточную по площади опору.
Тетрадь с прописями должна лежать перед учеником немного наклонённой в левую сторону. Её нижний левый угол при верном расположении находится на уровне середины груди ребёнка. Когда строчки заполняются, передвигайте выше тетрадь – но, ни в коем случае не давайте сползать по парте самому учащемуся.
Ручки – на изготовку!
Нет, не те ручки, что у ребёнка – хотя и без них не обойдётся, - а те, что шариковые. Кстати, для первых занятий следует подбирать мягкие и чётко пишущие стержни. Их классический цвет – синий или фиолетовый. Проследите, чтобы ручка была не слишком толстой или ребристой – она должна быть удобной для детского захвата, привлекать ярким дизайном и чётко писать без излишнего нажима.
Залог красивого и быстрого письма – это то, как вы держите ручку. Такому умению следует учить с первых дней письменного развития. Основные правила здесь просты.
1. Ручку держат свободно, без излишнего напряжения. Следите, чтобы малыш не сжимал сильно пальчики – в противном случае он будет быстро уставать и впоследствии заработает мозоли.
2. При письме ручку держат тремя пальцами – щепотью, два остальных служат для лёгкого упора руки. Ведущим должен быть указательный палец – он же и лежит наверху, мягко согнутый в первой фаланге.
Процесс обучения
Первым делом необходимо выучить правильное начертание букв, названия и звучание которых ребёнок уже знает. Для этого родителям стоит запастись специальными прописями – купленными или скачанными и распечатанными из Интернета. Там с помощью пунктира указывается последовательное написание каждой буквы и отводится место для её самостоятельного повторения. Следите, чтобы ребёнок соблюдал наклон – это важно для правильного становления почерка в будущем и освоения скорости письма.
После того, как написание всех букв и их связок в коротких буквосочетаниях освоено и закреплено, переходим к следующему этапу обучения. Это переписывание простейших предложений и коротких текстов с книг или учебников. Вначале ребёнок читает сам исходник, затем переписывает его в тетрадь с косой линейкой. Позанимавшись так некоторое время, можно переходить к заключительному этапу дошкольного обучения – несложному письму под диктовку. Назвать это полноценным диктантом сложно, так как малыш ещё не изучал ни орфографии, ни синтаксиса. Освоением таких наук обычно начинают заниматься уже в школе – и, если вы дадите подобную массу знаний ребёнку раньше, то он просто потеряет интерес к занятиям в классе.
Напоследок стоит заметить, что правильное обучение состоит из регулярных занятий. Пусть поначалу они будут короткими – но ежедневными. В начале каждого нового урока посвятите немного времени повторению пройденного – таким образом вы закрепите знания. Удачи вам в нелёгкой роли дошкольного педагога!